|
|
|
|
|
Храм
во им. Вознесения XVIII век
4 июня Русская Православная церковь отмечает
праздник Вознесения Господня. Для Перемиловского
храма этот день особый - ему исполняется 250
лет.
|
Храм
Вознесения |
И
ВОЗНЕССЯ ХРАМ ГОСПОДЕНЬ... |
История
села Перемилово идет из глубин далекого прошлого.
Первое упоминание о нем относится к 1627 году. Владельцем
Перемилова был дмитровский помещик Иван Давыдович
Сафонов. Тогда на месте нынешнего храма стояла маленькая
деревянная церковь Михаила Архангела. Ведь на Руси
издавна повелось, что рядом с жилищами ставили храмы
во славу Божию.
В 1642 году село Перемилово "со крестьянами
на реке Яхрома" покупает богатый помещик Семен
Васильевич Чаплин. Вместо обветшавшей к тому времени
церкви он строит новый деревянный храм в три престола.
В XVII веке вся эта округа стала поместьем рода
Чаплиных, а основой Чаплинской усадьбы было Ольгово.
Здесь же стояла деревянная усадебная церковь.
В XVIII веке Ольговское имение с прилегающими селами
переходит к одному из самых богатых и знатных представителей
русского дворянства будущему фельдмаршалу Степану
Федоровичу Апраксину и остается во владении этой
семьи в течение 200 лет.
Сын Степана Федоровича, Степан Степанович Апраксин
внес наибольший вклад в благоустройство обширного
хозяйства. Он превратил Ольговское имение в образец
усадебной архитектуры с парками и прудами, стараясь
создать в своем поместье очаг культуры и духовного
просвещения. С. С. Апраксин был влиятельным лицом,
приближенным к императору. Для обустройства своего
имения он пригласил итальянского архитектора Франческо
Кампарези.
Впоследствии Кампарези оказался автором проекта
нового каменного храма в селе Перемилово. Строительные
работы длились 10 лет, и летом 1792 года храм Вознесения
Господня был торжественно освящен.
Оригинальная, в стиле ампир, квадратная церковь
села Перемилово композиционной структурой характерна
для классицизма. Здание сложено из кирпича с использованием
в деталях белого камня.
Храм имеет три престола: главный центральный престол
- Вознесения Господня, левый - Архистратига Михаила,
правый престол - великомученицы Екатерины, небесной
покровительницы супруги
С. С. Апраксина, Екатерины Васильевны Апраксиной
(урожденной княжны Голицыной), освященный в 1802
г.
Внутри храма стены и крестовые своды покрыты масляной
краской, на которых изображены Евангельские сюжеты.
Это живопись конца XIX века. В последующие годы
она подвергалась обновлению. Церковный иконостас
работы XIX века. Иконы, в основном, более поздние.
Колокольни не было, вместо нее - звонница.
В XIX веке церковь изменяет свой внешний вид. Переливается
купольная часть, кирпичные тесаные детали закрываются
лепниной. В 1896 году обновляется иконостас.
Из сведений, почерпнутых в архивных документах,
нам, потомкам, приоткрываются любопытные подробности
более чем двухвековой давности о том, какую роль
играла церковь в жизни людей и всего общественного
уклада. Так по "Исповедной ведомости"
церкви Вознесения Господня от 1831 года "учиненной
священником Григорием Моисеевым с причтом"
перечисляются все, кто посетил храм в святую Четырехдесятницу
и был у исповеди и святых Таин причастился.
В списке значится более двух сотен людей. Это говорит
о том, что посещение храма в праздничные и воскресные
дни являлось обязательным правилом для всех верующих.
Остро ощущается дыхание того времени из "Ревизской
сказки", где фиксировалось число душ разного
сословия - дворян, мещан, крестьян, вдов и сирот,
составлявших приход церкви, а также число домов
и хозяйств.
В церквях долгие годы хранятся в целости копии с
метрических книг, что впоследствии оказывало неоценимую
помощь людям в восстановлении утраченных документов,
пропавших или сгоревших в государственных архивах
во время войны и других бедствий или по причине
элементарной халатности.
Сельские дети получали образование в церковно-приходских
школах. Так, согласно документам за 1808 год, в
селе Перемилово обучались 27 мальчиков и 19 девочек.
После кончины хозяина вотчины Степана Степановича
Апраксина имениями и землями стала владеть его супруга
статс-дама Екатерина Владимировна Апраксина, а в
1840 году она составила духовное завещание в пользу
внука - Апраксина Виктора Васильевича на владение
села Ольгово с каменным домом, всей утварью, с деревянными
строениями при доме, садом, господской пашней, а
также селом Перемилово, деревнями - Гончарово, Попадьино,
Мышенково, Жуково, Семешково, Андреевское, Борносово
и Муханки "в коих по последней ревизии числится
мужеского рода крестьян 621 душа".
Разные времена пережил Храм Вознесения Господня.
Храму "повезло", что он в период общего
гонения на церковь избежал закрытия, не подвергался
разрушениям и ограблениям. Но испытания, выпавшие
на долю многострадального народа, отразились и на
храме. Храм в Перемилове продолжал действовать,
только с 1937 года - без колокольного звона и, порой,
только по ночам. Слышал он звон кандалов и стук
кирок заключенных, копавших канал Москва-Волга.
В лихую военную годину Перемилово стало центром
военных действий на северных подступах к столице.
С молитвами и плачем обращались сельчане к Богу,
благословляя уходящих на войну.
6-7 декабря 1941 года, в день памяти великомученицы
Екатерины, произошел решающий бой. Мужеством русских
воинов враг был отброшен с занятых позиций. Здесь,
на Перемиловских высотах, впервые был развенчан
миф о непобедимости фашистской Германии.
Храм устоял, уцелел от артиллерийских снарядов.
Многие жители находили убежище в его подвале во
время боев.
Свое второе дыхание храм обрел в 70-е годы XX столетия.
Как и 210 лет назад, церковь Вознесения Господня
малиновым перезвоном колоколов зовет своих прихожан
на Литургию. В храме уютно и умиротворенно. Привлекает
он своей ухоженностью и изобилием цветов с ранней
весны до глубокой осени.
С 1982 года в Вознесенском храме несет свое церковное
послушание протоиерей Анатолий Пахмутов. В этом
году храм отмечает сразу несколько дат: 360 лет
переименования церкви, носящей раньше имя Михаила
Архангела, 210 лет исполняется каменному храму Вознесения
Господня и 200 лет - со дня освящения престола великомученицы
Екатерины. В эти же дни исполняется 20 лет, как
отец Анатолий стал здесь настоятелем и 25 лет со
дня начала его служения в сане священника.
За эти годы храм украсился и внешне, и внутренне.
Обустроилась территория. Отец Анатолий всегда приветлив
со всеми прихожанами, каждому найдет нужное слово,
ободрит, иногда и пожурит за леность. Батюшка ведет
большую работу по духовному воспитанию детей, тесно
сотрудничая со школами. Благодаря его стараниям,
дети делают первые шаги к Вере и Богу.
Осуществляя взаимосвязь церкви с силовыми структурами
района, отец Анатолий напоминает призывникам, окропляя
их святой водой перед дорогой, об ответственности
служения Отечеству. Проповеди настоятеля в храме
особенно западают в душу и наполняют сердце тихой
радостью.
Храм Вознесения Господня пять раз посещал митрополит
Крутицкий и Коломенский Ювеналий, совершая архиерейское
богослужение. В 1987 году в ограду церкви перенесены
останки двух схимниц из Спасо-Влахернского монастыря
- особо почитаемых монахинь Серафимы и Марии.
Главным достоянием храма во все времена были и остаются
прихожане, молитвами и жертвенностью которых он
стоит и благоукрашается. Церковь молится за всех,
кто в труде и молитве соприкасается с ней, желая
многих и благословенных лет во спасение души и процветания
России. |
|
|
|
|
|
|
|