Помимо
воспоминаний яхромчан, есть и документальные свидетельства
тому, что фабрика "Покровская мануфактура"
была в конце XIX века одним из совершенных, передовых
производств Российской империи - ей в книге "Сборник
статистических сведений по Московской губернии"
за 1883 год уделено большое внимание.
Строили
все это не для сиюминутного извлечения прибыли,
а по совести, для потомков и для живущих на этой
земле людей. Строили так, как велел им их христианский
долг. Обогатила ли семью Ляминых Покровская мануфактура
за полвека владения ею? К моменту приобретения
фабрики капитал И.А. Лямина составлял 18 миллионов
рублей, а через четыре десятка лет в год его смерти
- 21 миллион. Такой малый прирост капитала от
эксплуатации процветающего производства при грандиозном
строительстве в поселке убедительно свидетельствует
о том, что большая часть прибылей шла на формирование
и развитие Яхромы!
...Владелец
Яхромской ткацкой фабрики "Покровская мануфактура"
Иван Артемьевич Лямин (1822-1894 гг.) происходил
из старомосковской купеческой семьи. Замоскворецкий
купец 3 гильдии Иван Петрович Лямин (1746-1812
гг.) с сыновьями Артемием, Василием и Григорием
упоминаются в финансовых документах первопрестольной
с конца XVII века. В1820 году Артемий Иванович,
отделившись от семейного бизнеса, основал свое
дело, которое затем передал сыну - Ивану Артемьевичу,
впоследствии прославившему фамилию на ниве экономической,
политической, благотворительной и меценатской
деятельности. Получив блестящее экономико-финансовое
образование в Императорской практической академии
коммерческих наук, Иван Артемьевич начал свою
деятельность помощником могущественного текстильного
магната Григория Кноопа.
Кнооп безгранично доверял умному, честному, скромному
юноше, и вскоре тот стал полномочным его представителем,
самостоятельно вел переговоры с фабрикантами,
заключал договоры. Содейству остался в стороне
и в вопросе устройства его личной жизни -сосватал
за него дочь владельца Вознесенской мануфактуры
Елизавету Семеновну Лепешкину.
Получившего
признание московской общественности И.А. Лямина
дважды (19.03.1871 и 29.10.1872 гг.) избирают
городским головой Москвы. Московская городская
дума, возглавляемая им, в эти годы ведала хозяйством
огромного города. О ней в официальных документах
того времени говорилось: "В Москве v официальное
городское управление: город сам из среди своих
граждан выбирает лучших и достойнейших, и эти
выборные от народа заседают в Московской городской
думе".Еще в 1862 г. в Москве начали поговаривать
о конке: в Городскую думу был внесен проект конной
железной дороги, который отцы города обсуждали
10 лет:
Наконец, в 1872 г., конка былы пущена. Газета
"Московские ведомости" писала с восхищением:
"Конная железная дорога поистине выдвигает
первопрестольную на многие годы вперед. Движение
вагонов много оживляет и украшает город. Первая
линия конно-железной дороги прошла от Иверских
ворот (у Красной площади) до Смоленского (ныне
Беларусского) вокзала".
В том же 1872 г. в Москве была открыта политехническая
выставка, а в районе Пречистенских ворот установлены
первые дуговые электрические фонари.
Коммунальное хозяйство Москвы в 70-е годы развивалось
бурно. И.А. Лямин, имевший чин действительного
статского советника, стал почетным потомственным
гражданином Москвы.
P.S:
...имя Ивана Артемьевича Лямина, который хотел
и мог сделать многое для Яхромской фабрики и поселка,
должно быть известно нашим землякам !
назад
По
материалам из книги
А.В.Аркадьевой
"Лямины
в Дмитрове. Из истории Яхромской фабрики"
|